on 12/08/2010 by admin in Новости прессы, Comments (0)

Культура: «Неудержимые»: Как Сталлоне Шварценеггера победил

«Команда молодости нашей», «В бой идут одни старики» и другие банальные определения неизменно полезут в голову при перечислении актерского состава «Неудержимых»: Сталлоне, Уиллис, Рурк, Шварценеггер, Лундгрен… И пусть поостерегутся хулители: есть у нас еще рогатки и трубки, чтоб жеваной бумагой плеваться.

Афишу этого фильма неплохо бы снабдить ремарочкой: «Включать мозг при просмотре категорически не рекомендуется». Сие – не техника безопасности типа запрета на курение возле сеновала, но часть элитного культа, вроде вымачиванья сигары в коньяке или поедания сашими с помощью хаси. Эдак и удовольствия больше получите, и тонким ценителем можете прослыть: «мужицкие», из шаблонов сделанные боевики с некоторых пор стали придонным, но всё-таки культурным слоем – радостью высоколобых синефилов.

Впрочем, раз уж режиссером выступил Сильвестр Сталлоне, сценарий написал Сильвестр Сталлоне, а в главной роли снялся Сильвестр Сталлоне предупреждать о подобном, право, излишне. Sapienti sat.

У группы наемников «Неудержимые» (точнее, «Пушечное мясо» - идущих в расход солдат англосаксы называют именно expendables) жизнь насыщенная. Только на днях они покарали злобных, очень злобных сомалийских пиратов, а теперь им предстоит высадиться на берегах банановой, очень банановой республики, где военная хунта жестоко, очень жестоко мучает простой народ. Пять человек против целой армии – это не понт, а производственная необходимость, но надо видеть этих человеков: одного взгляда на челюсть Рэнди Кутюра или на шею Джейсона Стэтхема достаточно, чтобы понять – быть на авторитарном острове демократии, расцветут там сто цветов, как расцвели они когда-то в Боснии. «Неудержимые» примечательны не только тем, что являют собой среднее арифметическое всех боевиков в переводе Володарского, но и тем, что проливают свет на прежде неразрешимый вопрос истории – почему Радко Младич не взял Сараево: Сталлоне ему помешал, а вы что думали?

Данный бенефис «итальянского жеребца» привлек к себе внимание задолго до первого трейлера: в проекте были собраны почти все герои ретро-боевиков, отказались только Жан-Клод Ванн Дамм и Курт Рассел (теперь, наверное, локти кусают; с такой растяжкой – запросто). После релиза подозрения подтвердились: Сталлоне объективно решил расставить точки над «i» в вопросе – кто же из крытых парней 80-х самый крутой.

Так, Шварценеггер появляется в кадре как отошедший от дел ветеран и лишь для того, чтобы быть охаянным. «Все килограммы, что я сбросил, ты подобрал», - подчеркивает герой Слая, а на вопрос «агента ЦРУ» (между прочим, Брюса Уиллиса) «чем этот парень теперь занимается?», бросает в спину уходящему губернатору Калифорнии – «готовится стать президентом». Пафос режиссера (а также актера и сценариста) понятен: старина Арни теперь над легализацией гей-браков работает, а мне опять мир спасать.

И спасет, можете не сомневаться. А параллельно – заломает Дольфа Лундгрена, как в «Рокки 4», исповедуется Микки Рурку, как в «Убрать Картера», даст леща Эрику Робертсу, как в «Специалисте». Словом, вспомнит молодость. И мы вместе с ним.

При желании «Неудержимых» можно сделать жертвой показательной борьбы с «дедовщиной»: когда 50-60 летние дядьки строят из себя само наикрутейшество (Сталлоне тут такой же удобный объект для насмешек, как и Валерий Леонтьев), а драматургия, сценарий, режиссура и прочее полностью соответствуют исходным данным (американские кинокритики давно уже объявили Слая самой активной кинобездарью последней четверти XX века) – написать про картину какую-нибудь гадость не блажь, а честь мундира.

Однако игра на примитиве (показная или нет – не так уж и важно) далеко не всегда потакание вкусам охранников из супермаркета, и – положа руку на сердце – «Неудержимых» невозможно не полюбить. Не полюбить той самой необъяснимой, иррациональной любовью, как любишь, например, Москву (город, явно не предназначенный для нормальной жизни) или мультсериал «Мыши-рокеры с Марса».

Два из трёх слонов, на которых эта любовь зиждется, видны сразу – это самостёб и – одновременно – его отсутствие. В показной брутальности пенсионера-Арни, в расцарапанной роже отставного секс-символа Лундгрена или нытье Джета Ли, которому всё сложнее дается, потому что ростом не вышел (похабники увидят здесь намек на шаблонную шутку белых в отношении азиатского стандарта гениталий; в «Юном парке» целая серия была на эту тему) столько же иронии, как в концертах воссоединившихся Led Zeppelin. Старички показательно и мило бунтуют, а реплику «но ведь «дирижабли» еще и профессионалы в музыке» оставим на совести формалистов: в конце концов, махать ногами, крошить челюсти, метать ножи и принципиально отказываться умирать – это тоже профессионализм, и эти парни свое дело знают.

Абсолютно, зверино серьезен лишь капитан нашей дрим тим – 64-летний Сталлоне. Серьезен настолько, насколько мог быть серьезен только Эд Вуд-младший, что старательно пытался пугать зрителей осьминогами из пенопласта. Но в беготне Слая наперегонки с самолетом и стремлении выходить из огня не опалив пижонской бороденки есть что-то не просто комически смешное, но и умильно очаровательное. Что-то родом из детства, ностальгию по которому можно считать третьим слоном.

Пожалуй, ни один еще кинематографист не был столь внимателен к комнате 13-летнего подростка (уточним, что подростка американского: всемирно известных актеров-с-накачанными-ушами в фильме разбавили местными звездами спорта), который уже колледж закончил. Чтобы собрать в одном месте все морды с вырезанных из журнала «Cool» постеров (постеры с секс-богинями не в счет – у тех не морды, а «сами понимете») и все подростковые ассоциации с крутизной (чопперы, татуировки, сигары, охотничьи ножи, большие сиськи, хромированные пестики, крупнокалиберные пулемёты) – это, как минимум, хорошую память надо иметь.

Вообще, запрос на эдакое ретро сейчас витает в воздухе. По крайней мере, в 2010-м вышли сразу несколько ностальгических комедийных боевичков, родом как будто из 80-х – «Команда «А», «Лузеры», «Двойной КОПец» и – с некоторой натяжкой – «Солт». «Неудержимые» даже и в этом ряду – эталон, и объяснить его эталонность можно было бы мудреным словом «пастиш», но Сталлоне явно не тот человек, что способен на постмодернистское ехидство (за что и любим). Проще считать, что капризная мода опять сделала круг, как в случае с грампластинками, проигрывать которые вновь очень круто, или пленочными фотоаппаратами, отяжеляющими худые шеи хипстеров.

Конечно, вряд ли кино, кастинг для которого начинается с измерения бицепса, в состоянии достичь тех же высот, что и в 80-х. По всему видно, «Неудержимые» - одно из последних прощай-прости подзабытого уже поджанра, подарок вышедшего в отставку Слая себе, своим фанатам, фанатам своих друзей и фанатам друзей своих друзей (в любом случае, представителям последнего поколения, что умеют набирать телефонный номер по диску). Спасать мир вскоре будет решительно некому, да и в рамках прощального поклона былые герои сумели подгадить. В формальном плане мечта 13-летних увидеть в одном фильме Рэмбо, Терминатора и Крепкого орешка сразу, конечно, осуществилась, но этот жестокий мир всё равно подставил подножку: для лиц моложе 16-ти вход в кинотеатры на «Неудержимых» закрыт.#{video1}

Закладки:
Google Bookmarksdel.icio.usMa.gnoliaNews2.ruБобрДобр.ruMemori.ru

This website uses IntenseDebate comments, but they are not currently loaded because either your browser doesn't support JavaScript, or they didn't load fast enough.

Комментариев нет

Наши партнеры.
Все самое интересное в сети.